Вот наша первая реакция. Она понятная, жизненная, человеческая реакция. Мы очень благодарны, что нам помогают. Но я не считаю, что через эту помощь можно устать. Потому, что это не та цена за войну. Не та цена за демократическую жизнь, которая и существует в Европе.
Дневник войны, глава 206. «Что можно успеть за две минуты? У людей просто не было шанса выжить»
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая третий год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – почему украинцы не имеют права уставать. Спойлер: это испытание, за которое приходится платить жизнями современников, чтобы был шанс жить будущим поколениям.
Недавно в Кривом Роге произошла очередная трагедия, которая унесла жизни мирных людей.
12 июня около четырех часов дня россияне выпустили баллистическую ракету по жилому району города. От момента оповещения сигнала про воздушную тревогу до момента взрыва прошло ровно две минуты. Что можно успеть за две минуты? У людей просто не было шанса выжить.
Одни знакомые рассказывают после случившегося: «Да, было громко. Но у меня, к счастью, только москитная сетка из окна выпала. Подумал, что сбили и все хорошо. Но, когда по дороге начали проноситься одна за одной пожарные и кареты скорой помощи, понял, что все на самом деле плохо».
Другие знакомые делятся: «Никто не ожидал. Обычный район старой застройки. Простые жилые дома. Нелюди воюют с мирными жителями, с детьми! За секунду 9 человек не стало. Погиб отец подруги. Еще одного погибшего идентифицировали только лишь по ДНК-анализу. От дома осталась одна пыль».
Пожар тушили около часа. Столб черного дыма было видно со многих районов города. И самое тяжелое в такие моменты – читать местные паблики. «Не могу дозвониться маме!», «У меня сын там в школе!», «Я в крови, жду медиков», «Живи! Но квартиры больше нет», «Сыночек, ответь. Ты живой! Почему?? Сынок. Я так надеялась. За что???»
Еще больнее от того, что почти год назад я была на их месте. И это мерзкое чувство дежавю, когда ты почему-то должна играть в ту русскую рулетку баллистических обстрелов – выживешь или не выживешь.
Просто потому, что сумасшедший диктатор так захотел. Просто потому, что сумасшедшему диктатору мир позволил это сделать. В очередной раз.
И спустя почти три года отчаянных попыток доказывать каждый день, что ты просто человек, который имеет право на жизнь в своей стране, мир у меня спрашивает: «А ты не устала?»
Миру нужно, чтобы я устала, миру не нужно, чтобы я жила?
Недавно Офис президента Украины опубликовал видео из пресс-конференции по итогам Глобального саммита мира, который проходил в Швейцарии. Журналистка задала вопрос Владимиру Зеленскому про то, что западный мир устал от войны, люди жалуются, что жизнь подорожала, что это война Давида против Голиафа, что Россия победит, потому что она большая, а Украина проиграет, потому что она маленькая, и не устают ли люди в Украине от войны.
– У нас вопрос не усталости, у нас вопрос выживания. Конкретного выживания. Нацист Путин пришел нас уничтожить. У него это идея фикс. К вам зашли в квартиру. Человек с ножом, с автоматом. Что вы будете делать? Угощать его, танцевать, развлекать? Или будете защищать своих детей? Ваша первая реакция?
Я не завидую. Я просто хочу вам сказать, что Путин не остановится и не закончит войну в Украине. Поверьте мне. Будет все то, что было перед Второй мировой войной. Будет то же самое.
Он пойдет дальше. И потом никто уже никто не будет думать про усталость. Все будут думать про выживание, про эмиграцию…
Устала ли я от войны – это абсолютно риторический вопрос. И я осознаю то, что даже если выживу под ракетами, то потом все равно проживу недолго, учитывая какие колоссальные ресурсы здоровья сейчас теряю и какие проблемы есть уже. Но сегодня стоит вопрос не моего конкретного выживания, а вопрос выживания моей страны.
Как говорил Герой Украины, Роман Ратушный, которого Россия убила, когда ему было 24 года: «Эта война длится больше трех сотен лет. Когда мы ее проигрываем, мы становимся пушечным мясом для россиян. Когда мы ее выигрываем – получим время на отдых до следующей фазы этой войны».
Мы сейчас кровью проходим это испытание. И не имеем права устать. Потому что устать – означает погибнуть.
Читайте еще
Избранное