«Этот договор прочитают в Киеве как четкую угрозу, что с территории Беларуси может быть повторное нападение»

Политолог Александр Морозов — о последствиях размещения российских военных баз на территории нашей страны.

Несколько дней назад Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о ратификации договора между РФ и Беларусью о гарантиях безопасности в рамках так называемого Союзного государства. Согласно этому документу, на территории Беларуси могут создаваться российские военные объекты, а также размещаться военные формирования. Договор после подписания действует 10 лет, далее продлевается автоматически.

Что означает размещение российских военных баз в Беларуси для нашей страны и для стран-соседей, и не делает ли это демократические перемены еще более отдаленной перспективой?

— Эта новость действительно серьезная, и Госдума РФ уже заявила, что как можно быстрее ратифицирует договор, — отмечает политолог Александр Морозов в эфире Обычного утра.

5 пункт договора (как раз о военных базах), по словам эксперта, «новация»:

— Если раньше мы видели только возможности того, что территория Беларуси будет использована в каком-то особом случае, согласно доктринам национальной безопасности, которые Путин переподписал в прошлом году — то здесь уже де-факто речь напрямую о размещении российских военных баз и войск в Беларуси.

Я считал прежде, что Александр Лукашенко на это не пойдет, будет сопротивляться, маневрировать и пытаться избежать. Но этот договор свидетельствует о том, что Лукашенко сломлен. Совершенно очевидно, во-первых, что этот договор прочитают в Киеве как четкую угрозу, что с территории Беларуси может быть повторное нападение на Украину. А во-вторых, это прочитают в Польше, странах Балтии, вообще в Северной Европе — как совершенно новый уровень угрозы.

И это поменяет ситуацию. Если действительно российские войска, а не просто инструкторы или персонал, который обслуживает технику, будут на территории Беларуси — то это другой уровень военной интеграции России и Беларуси.

Изменится, говорит Александр Морозов, и отношение к Беларуси на международной арене. Прежде, несмотря на соучастие в российской агрессии, все же существовал нарратив о том, что режим Лукашенко сохраняет суверенитет.

— Но с подписанием договора о гарантиях безопасности Беларусь оказывается в положении страны, которая не просто в 2022 году оказалась использована Кремлем, но подписала с ним договор — будто бы сама, добровольно. Разумеется, в кавычках, ни о какой добровольности тут речь не идет. Но действительно, она станет частью агрессии, частью войны — войны против Запада, в том числе.

Что именно повлияло на согласие Лукашенко, который несколько лет все-таки увиливал от военного сближения с РФ?

— Вопрос сложный, и мне самому было бы интересно услышать на него другие ответы. Мой ответ такой: война оказалась необычайно выгодна для беларуской экономики. За два последних года точно Беларусь оказалась большим и очень важным экономическим хабом для России. И для самой себя тоже, поскольку экономическое обслуживание войны оказалось частью подъема беларуской экономики.

Многие рынки для Беларуси закрыты, а российский — разбух просто колоссально. И многие слои населения оказались втянуты в экономику войны: практически все, что производит Беларусь, теперь не просто потребляется Россией, существует насос, который требует все большего и большего. В этом смысле страна оказалась как бы российским регионом, который переживает экономический подъем вместе со всеми остальными.

Но это поставило Лукашенко в ситуацию, когда все остальные варианты уже не существуют, война сузила коридор маневрирования. Все вспоминают времена, когда он создавал гигантскую китайскую ИТ-зону, рассчитывал, что самостоятельно будет торговать с Африкой, его эмиссары что-то делали — сейчас ничего этого нет, возможно только насыщать Россию необходимыми товарами.

Как присутствие российских военных баз усложняет путь Беларуси к демократическим переменам? По мнению Александра Морозова, тут рано ставить крест:

— Мы не знаем, как будет складываться война в 2025—2026 годах, которая, на мой взгляд, не прекратится сейчас, несмотря на инициативу Трампа.

Есть сценарий, в котором Путину «переламывают хребет». Это возможно. Трамп — эксцентрик, и от него можно ожидать чего-то другого, чем от Байдена и даже от стандартной американской администрации.

А возможен и сценарий, при котором Кремль осуществляет повторное вторжение в Украину с территории Беларуси — и терпит провал. Это приведет к тому, что произойдет поворот в отношениях Москвы и Минска. То есть, есть опции, при которых российские военные базы просто уйдут.