Георгий хочет ехать дальше
Короткий разговор с тбилисским таксистом о политике, объясняющий развитие событий в Грузии.
Тбилиси. Я сажусь в такси. В столице Грузии вы можете выбрать: ехать на «российском» Яндекс-такси или на «эстонском» Болте. Не сложно провести аналогию между этим выбором и тем политическим, который в эти дни делают грузины.
Водитель на вопрос о том, что удобнее, сказал: «кому что нравится, а так одинаково». Его зовут Георгий, «это в честь святого Георгия, у 70% мужчин в Грузии такое имя, самое распространенное».
Сразу после вопроса, откуда я, Георгий переходит на тему политики: «Не, у нас не так, как у вас, все же свободы побольше». Я спрашиваю, что он думает о политике: «Знаете, мне никто ничего хорошего не сделал. У каждого было что-то свое хорошее и плохое. Миша был, теперь другие, я как работал, так и работаю, сам все зарабатываю».
Сам Георгий не слишком активно, но всё же за «Грузинскую мечту»: «Они хоть что-то делают, да и жить стало лучше в последнее время». Согласно статистике, в Грузии сейчас строительный бум, снижение инфляции, а экономика за январь-август выросла на 12%.
Не последнюю роль в этом играет санкционная политика и противостояние Запада и России, которое дало Грузии возможность стать логистическим хабом. Георгий считает: «Нам надо с Россией дружить. Это и туристы, и рынок».
А как же война, уточняю я? «Ну да, война, понятно, но надо ехать дальше. Мы Россию знаем, другой не будет. Миша с Россией воевал, и что нам это дало? А сейчас власть не хочет ни с кем воевать, это и понятно, у нас нет сил на войну. Надо с такой отношения строить. А вообще грузины хотят в Европу. Но вот она не сильно хочет, чтобы мы к ней присоединились».
Машина останавливается, и мы тепло прощаемся с Георгием. «Держитесь там в Беларуси. И приезжайте».
Я остаюсь на оживленном проспекте, полном молодежи и по-южному осеннего тепла, а Георгий едет дальше.
За более чем месяц пребывания в Грузии я поговорил с десятками людей. Среди них были те, кто горячо поддерживает правительство, и те, кто не менее горячо хочет его смены. В Тбилиси и за пределами столицы.
Как ни странно, у обеих сторон есть кое-что общее, может быть не заметное для них самих. Разговор с Георгием, по сути, просто очень емкая квинтэссенция настроений. И те, и другие, если и видят угрозы, которые описаны в медиа (такие как возвращение в зону влияния России, снижение влияния Запада, авторитаризм), считают, что на данном этапе все это незначительно.
Да, риторика политиков и СМИ может быть очень горячей, но на «земле» это не ощущается как принципиальный выбор, а скорее как колебания в попытке подстроиться под существующую ситуацию в регионе и мире. Сегодня одни, завтра другие. Да и «Грузинская мечта» постоянно декларирует, что цель вступления в ЕС никуда не делась.
Как беларусу, мне хочется им сказать, что лягушку варят на медленном огне и лучше вообще не позволять никому включать этот огонь.
Читайте еще
Избранное