«Как будто и впрямь ожидают, что 26 января Тихановская во главе колонны джипов с пулеметами совершит рейд к зданию ЦИК»
Александр Класковский на Позірке — о беларуских «безвыборах»-2025, которые режим рассматривает как спецоперацию.
Для очередных «выборов Лукашенко» власти как будто взяли девиз «Давай сделаем это по-быстрому». На регистрацию инициативных групп по выдвижению кандидатов остались считанные дни: дедлайн — уже 1 ноября, то есть в конце этой рабочей недели.
Список своей инициативной группы подал в ЦИК и живущий за границей оппозиционер Юрий Губаревич. Но понятно, что это лишь символический жест, чтобы потом иметь лишний аргумент: никаких выборов нет.
Губаревич — координатор образовательной кампании «Кадровый резерв для Новой Беларуси», которую режим признал «экстремистским формированием» и преследует в уголовном порядке. «Экстремиста» ЦИК отошьет сразу.
Исход «безвыборов», как называют их противники режима, дискуссий не вызывает, комментаторы развлекаются лишь гаданием, почему голосование назначено именно на 26 января.
Внутри страны вроде все схвачено, забетонировано. И Москва дала Александру Лукашенко ярлык на новую каденцию. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, безапелляционно заявил, что «все будут поддерживать в России именно кандидатуру Александра Григорьевича». Российский посол в Минске Борис Грызлов пообещал, если понадобится, и силовую поддержку со стороны Кремля.
Но власти Беларуси все равно торопятся. Кампанию решено провести в режиме ошпаренной кошки, со «сдвигом по фазе» на полгода.
Лукашенко, судя по всему, спешит «перевернуть страницу», закрыть гештальт. Тут может быть куча подстегивающих факторов: фобии, экономика, война, здоровье.
Какую цифру закажет Лукашенко?
На днях в интервью «Известиям» Лукашенко, хотя никто его за язык не тянул, затронул тему фальсификаций на выборах 2020 года. С обидой опровергая тогдашний издевательский мем своих противников «Саша 3%», он фактически (и уже не впервые) признал подтасовки. Мол, да, что поделаешь, «губернаторы» соревнуются за красивые цифры: «Ну ладно, пускай 3% [приписали] — не 82, а 78%. Ну пускай 5% — пусть 75% я реально набрал. Но никто не оспаривает победу».
Ну, это как раз и оспаривали тогда массы на улицах. А главное — стремясь доказать свою легитимность, правитель даже не осознает, что доказывает обратное. Сам разоблачает собственную систему. Причем вообще вертикаль к подсчету голосов? По закону, это должны делать независимые избиркомы.
Иначе говоря, Лукашенко подтверждает, что на деле цифры для протоколов диктуют его подчиненные — местные вертикальщики. И это — преступление независимо от того, сколько приписали (притом что в 2020-м, судя по всему, прибавили вождю изрядно). Для системы же, как видим, это рутина, норма.
И сейчас в этом плане у властей окончательно развязаны руки. В избиркомах, среди наблюдателей оппозиционеров не будет даже в гомеопатических дозах, как в более мягкие времена.
И тут вопрос только в том, какую цифру захочет Лукашенко. Кто-то допускает, что он намерен перещеголять Путина, который в марте набрал более 87%. Другие склоняются к тому, что правитель Беларуси, желая имитировать толику плюрализма, подыграть европейцам, предпочтет результат поскромнее.
Спецоперация по «пресечению захвата»
После шока 2020 года власти предпочитают перестраховаться, вбить все гвозди по самую шляпку. Они даже не скрывают, что рассматривают кампанию как спецоперацию.
Глава МВД Иван Кубраков назвал президентские выборы «очередным экзаменом» для своего ведомства. По словам министра, «уже с ноября наступит активная фаза проведения учений и тренировок». В числе прочего отработают боевое слаживание (!), спецподразделения будут готовиться к выполнению задач «по освобождению заложников и пресечению захвата административных зданий с массовым пребыванием граждан» (!).
Как будто и впрямь ожидают, что 26 января Светлана Тихановская во главе колонны джипов с пулеметами совершит рейд к зданию ЦИК.
У такого поведения властей как минимум два мотива. Во-первых, и впрямь работают фобии (эхо ошеломляющего мирного восстания 2020 года). Во-вторых, и силовики, и цивильные вертикальщики просто выслуживаются. Демонстрируют, прежде всего вождю, что они начеку и во всеоружии.
Саму кампанию сжали до предела. Предвыборная агитация — с 1 по 25 января. Это время, когда народ отмечает праздники, гуляет, доедает оливье. То есть все продумано для минимальной политизации. Как будто в проекции на прежние времена, когда оппозиция еще могла как-то шевельнуться.
Между тем уже заявил о намерении баллотироваться известный апологет режима — депутат Палаты представителей Олег Гайдукевич. Фигура вполне предсказуемая.
Всего, надо думать, будет два-три спойлера. Это косвенно подтвердил глава ЦИК Игорь Карпенко, спрогнозировав, что в бюллетенях окажется три-четыре фамилии.
По приколу голосовать за Гайдукевича?
Главные структуры демократических сил на сегодня как основную рассматривают стратегию голосовать на «безвыборах» против всех. Движение «Вольная Беларусь» Зянона Пазьняка призывает к бойкоту. Некоторые в оппозиции (например, член Координационного совета блогер Александр Кнырович) выдвинули идею голосовать за спойлера, скажем того же Гайдукевича — по принципу «умного голосования» Алексея Навального.
Идет спор, что лучше. У каждой из сторон свои аргументы. Приверженцы голосования против всех признают: да, голоса не считаются. Но давайте, мол, подтолкнем своих сторонников хотя бы к моральному протесту, любая мобилизация лучше бездействия.
Им возражают адепты бойкота. Дескать, только поможете режиму сделать явку, красивую картинку. И невольно поспособствуете легитимации этого фарса. А самая моральная позиция — поставить его в игнор.
Идея голосовать по приколу за Гайдукевича оправдывается, в частности, тем, что это якобы даст возможность агитировать против Лукашенко. Но трудно себе представить, что внутри страны кто-то на это решится.
Да многим и просто противно будет выступать даже понарошку за деятеля, который хочет, чтобы врагов «тошнило от каждого кандидата в президенты, который участвует в выборах». К тому же такая странная игра демсил поставила бы в тупик их западных партнеров.
Призыв голосовать против всех, который, скорее всего, будет раскручиваться мейнстримом политической эмиграции, тоже вряд ли вызовет широкий отклик среди сторонников перемен внутри страны.
Многие будут думать: а ради чего, как мы узнаем, сколько людей показало вот так фигу в кармане? А кто-то просто побоится, что его птичку в графе «против всех» отследят какой-нибудь скрытой камерой.
Схватка развернется лишь в риторической плоскости
В принципе же, все перечисленные подходы нельзя назвать настоящими стратегиями. В нынешней беларуской политической ситуации ни один вариант, по большому счету, не сработает. Тот случай, когда против лома нет приема, как отметил в фейсбуке историк Александр Пашкевич.
Он считает, что «единственно правильную тактику и стратегию на теперешнем мероприятии для оппонентов режима можно обрисовать выражением «беречь себя». То есть людям в Беларуси нужно стремиться пережить эту спецоперацию режима с наименьшими персональными потерями».
Впрочем, логика команды Тихановской понятна: нужно как минимум продемонстрировать, что они не намерены сидеть сложа руки. Так что наиболее вероятным подходом остается призыв голосовать против всех.
Реально же активность развернется в информационном пространстве, в риторической плоскости. Демсилы будут доказывать граду и миру (читай: Западу), что выборов нет и правитель нелегитимен.
Хотя понятно, что он от этой констатации голову пеплом не посыплет и не уедет, как император Диоклетиан, сажать капусту в провинции. Он продолжает сажать тех, кто замахивается на его самодержавную власть.
Читайте еще
Избранное