Политика

Наталья Север

Карбалевич: «Формирование «железного занавеса» происходит с обеих сторон»

Политический обозреватель «Радыё Свабода» Валерий Карбалевич в экспресс-комментарии «Салідарнасці» — о том, как Беларусь отделяют от Запада не только физической границей.

Фото pixabay.com

С целью «защитить Польшу и свободный мир от имперских амбиций России» Польша уже в этом году намерена начать строить систему оборонительных укреплений на границах с Беларусью и Россией «Восточный щит». Об этом заявил The Times президент Анджей Дуда.

Официальная цель «Восточного щита» — защита от нелегальной миграции и возможного военного вторжения с Востока. Программа стоимостью около $2,6 млрд предусматривает строительство до 2028 года новых более технологичных укреплений на границе.

В идейном плане, по словам Дуды, программа «Восточный щит» будет реинкарнацией «железного занавеса», который оградит свободный мир от несвободного.

— Понятие «железный занавес» возвращает нас в эпоху холодной войны между советским и западным блоками, — напомнил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» Валерий Карбалевич. — Тогда так же граница между двумя этими блоками была границей противостояния между двумя мирами.

Валерий Карбалевич

И это был не только военно-оборонительный рубеж, который должен был предотвратить нападение с той или иной стороны.

Это был и комплекс экономических, информационных, идеологических и гуманитарных препятствий.

В физическом плане граница предотвращала движение между людьми. Выехать из Советского Союза за границу было большой проблемой, такую возможность с трудом получали единицы.

С многочисленными сложностями сталкивались и представители западных государств, желающие въехать на территорию СССР.

Поэтому «железный занавес» — это действительно комплекс мер, усложняющих не просто сотрудничество, но и в целом коммуникацию между двумя системами.

И уже сейчас на границе Беларуси с западными странами происходят процессы, внешне напоминающие те.

В то же время нынешняя система оборонительных сооружений в первую очередь призвана нейтрализовать угрозу проникновения нелегальных мигрантов.

Она должна предотвращать атаки, которые осуществляют при помощи мигрантов с Ближнего Востока беларуские и российские власти. 

— В то же время уже очевидна большая проблема въезда в ЕС и для беларусов.

— На первое место вынесена проблема безопасности. Именно с этой точки зрения и принимаются все меры, в том числе и по ограничению потока граждан. К гражданам Беларуси и России это относится так же, поскольку обе страны являются соагрессорами и активно участвуют в войне против Украины.

И здесь речь не только про ограничения для передвижения через границу, в связи с чем снова, например, сегодня на беларуско-польском участке большие очереди, усложняется и процесс легализации для тех, кто уже въехал.

Это все также определенные элементы «железного занавеса».

И этот процесс в условиях не только горячей войны, которая идет в Украине, но и войны информационной, идеологической, политической и дипломатической, будет продолжаться.

Формирование «железного занавеса» происходит с обеих сторон.

— Кроме перечисленных вами ограничений как еще данные процессы могут отразиться на Беларуси и беларусах?

— Это уже отражается, в частности на росте пророссийских симпатий среди беларуских граждан и сокращении прозападных настроений, которые фиксируют социологи.

Не исключено, что свое отражение эти тренды найдут и в электоральной картине, а именно в степени доверия к власти, голосовании и т.д.

То есть процессы, связанные с опусканием «железного занавеса», влияют на внутриполитическую ситуацию в Беларуси.

— Говоря о воздействии на электоральную картину, вы имеете в виду, что это может увеличить степень доверия к беларуской власти, пронизанной пророссийскими идеями, на предстоящих так называемых «выборах»?

— Думаю, да. Во всяком случае социологи фиксируют такие процессы — рост доверия к власти, к государственным СМИ, по сравнению с тем, что было в 2020 году.