Львовский: «Что нас отличает от тех же поляков? Получается, что только власть и законы»
Доктор экономических наук Лев Львовский — о причинах кризиса на рынке труда Беларуси и о том, чем это может закончиться.
На начало июля в Минске насчитали почти 40 тысяч нетрудоустроенных. И это только те беларусы, кто зарегистрировался в центрах занятости.
Этим летом вырос спрос на рабочих — наниматели предлагали им больше 25 тысяч вакансий, — а также на медработников, специалистов в сфере образования и культуры, инженерных и финансовых работников и даже руководителей организаций.
В целом, беларусский рынок труда продолжает ставить антирекорды, каждый месяц количество незакрытых вакансий увеличивается — в республиканском банке вакансий толковых уже больше 161 тысячи.
А привлекать рабочую силу у властей получается плохо что кнутом, что пряником: в частности, отмечает экономист Лев Львовский, у предприятий уже нет возможности предлагать высокие зарплаты.
— Тут, конечно, надо сделать оговорку, что это зависит от возможностей предприятия — но тем не менее, растет процент тех, кто уже даже загоняет себя в долги, чтобы выплачивать зарплаты сотрудникам, — говорит академический директор BEROC в эфире Обычного утра. — В обычном случае такой рост издержек производители могут «переложить» в цены, тогда это выливается в инфляцию.
Но у нас значительная часть предприятий этого сделать не может — по данным Белстата, около четверти предприятий работают без оборотного капитала, и эта доля растет. То есть, они проели не только прибыль, но и проедают те средства, которые нужно использовать для работы.
При этом рост зарплат беларусов, напоминает эксперт, значительно опережает рост экономики:
— Относительно 2021 года зарплаты где-то на 19% выше — и это после учета инфляции, в среднем по стране. Безработицы, по официальным даным, практически нет — приведенные цифры укладываются в рамки и даже ниже естественной безработицы.
Но кризис на рынке труда состоит в том, что не хватает людей, поэтому приходится всем платить высокие зарплаты — даже государство вынуждено было объявить, что бюджетникам в этом году повысят на 16% номинальные зарплаты, а также на 15% повысят пенсии.
Ситуация сейчас ближе всего к 2011 году: экономика вроде как восстанавливается, но зарплаты растут куда быстрее, и мы видим по статистике, что выручка у предприятий не только не растет, но у некоторых вообще падает.
К чему все это приведет? Бесконечно эта ситуация продолжаться не может, говорит Лев Львовский, и из нее есть два выхода: либо отменить госрегулирование цен, тогда все дополнительные издержки перейдут в цены — и мы получим инфляцию, либо производители «проедят» прибыль, потом оборотный капитал, наберут кредитов, залезут в долги — и разорятся.
— Бизнесмены всегда люди очень оптимистичные, они обычно борются до последнего, — отмечает экономист. — Поэтому они пока не закрывают предприятия. Но в какой-то момент, если так дальше пойдет, они могут просто не выдержать — и производство остановится.
Александр Лукашенко, как мы помним, уже назначил «виноватых» в кризисе на рыке труда — по его мнению, в очередной раз не повезло с народом, это беларусы недостаточно хорошо работают (не то что китайцы).
— Тут логика довольно простая, — отвечает экономист.
Беларусы, относительно других наций, достаточно образованны, достаточно трудолюбивы, законопослушны. Что нас отличает от тех же поляков? Фундаментального экономического различия между нами нет.
Получается, отличает только власть, законы и правительство, которое эти законы придумывает.
Как-то не соединяется у нас капитал и труд – как в странах, где это делается удачнее и люди, соответственно, больше получают. Так что задать вопрос, что не так, надо Александру Лукашенко.