Потому что, несмотря на всю риторику про перевернутую страницу, Лукашенко не может перевернуть эту страницу даже сам для себя.
Можейко: Любой, кто решается на поездку на родину, должен понимать, что это «беларуская рулетка»
Политический аналитик, координатор «Нашей Визии» Вадим Можейко — о том, почему не стоит ждать ослабления репрессий.
Правозащитники продолжают получать информацию о массовых арестах и обысках по всей стране. Силовики врываются в дома, теперь еще и предварительно отключая человеку мобильный телефон.
Они приходят на предприятия и проверяют личные дела сотрудников, с еще большим рвением допрашивают въезжающих в страну из-за границы.
Как стало известно правозащитникам, последние несколько дней людей задерживают и допрашивают в рамках дела о «заговоре или других действиях, совершенных с целью захвата государственной власти». В целом, с 2020 года увеличивается количество выявленных режимом «преступлений», связанных с «экстремистской деятельностью».
— Массовые репрессии и запугивания перед выборами — это стандартный элемент лукашенковской электоральной кампании, — отметил Вадим Можейко в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Режим должен предотвратить все, отсюда и желание запугать еще больше. Хотя, казалось бы, с 2020 года уровень репрессий и так не ослабевал.
Но их все равно приходится эскалировать. Это традиционный лукашенковский подход. Отсюда и все эти новые методы вроде отключения связи, и вся эта топорная пропаганда, и мобилизация бюджетников для участия в ней, в той же акции «Надо».
Мобилизация силовиков продолжится, будут всевозможные совещания, учения по разгону протестов и т.д.
Почему тактика не меняется?
Напомню, после выборов 2006, 2010 года репрессии постепенно уменьшались, власти сами старались вернуть некое спокойствие.
После 2020 года этого не произошло. Репрессии не просто не закончились, а продолжают усиливаться день ото дня. Естественно, подготовка к новой электоральной кампании не может стать поводом для каких-то ослаблений.
Потому что, как сказал, страница не перевернута, режим так и не чувствует себя устойчиво, он не видит никакой своей внутренней легитимности, отчего остается только вот это — сидеть на штыках.
Чтобы получить легитимность, как они хотят, нужно чтобы выборы были убедительными и люди в это верили.
Но мы видим, наоборот, имитация доходит до абсолютнейшего абсурда. Кого это может убедить?
— По обе стороны границы некоторые беларусы, вероятно, вспоминая тактику прошлых лет, о которой вы упомянули, надеются, что после выборов якобы должна наступить некая оттепель. Люди так и говорят, вот сейчас пересидим, переждем, а потом спокойно съездим в Беларусь или, наоборот, через границу в Европу.
— Те, кто так рассуждает, очевидно, люди, которые деполитизировались. Они перестали читать грустные новости и независимые медиа.
Но, к сожалению, такие ложные надежды приводят людей к тому, что они сами становятся героями этих грустных новостей о задержаниях.
Читать независимые медиа сегодня нужно всем, кто заботится о безопасности, чтобы не выпадать из повестки и понимать реальность.
А реальность такова, что репрессии не заканчиваются и не ослабевают, а только нарастают. И, увы, предпосылок для того, чтобы тенденция изменилась после выборов, пока не видно.
Даже если эта предвыборная ярость немного ослабнет, это все равно не сделает ситуацию в Беларуси безопасной.
Что касается поездок в страну до или после выборов, то и я знаю людей, которые поехали решить какой-то вопрос с документами и благополучно вернулись.
Но любой, кто решается на такую поездку, должен понимать, что это «беларуская рулетка». Правила у нее такие же, как у «русской»: в барабане есть патрон, можно выстрелить — и повезет, но может и не повезти.
Читайте еще
Избранное