У режима, как в банде, где роли распределены: есть вышибалы, есть разведчики, есть провокаторы, есть «мозг», умные люди, которые продумывают схемы и работают на главаря, и мы их отчасти знаем. А ИП для Лукашенко, идеологически и мировоззренчески, — не из категории «своих».
«Схема «разделяй и властвуй» здесь тоже работает, чтобы предприниматели не проявляли признаков консолидации и недовольства властью»
Экономист Ярослав Романчук — о том, кто выиграет от сокращения числа ИП в Беларуси.
За год количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось во всех регионах Беларуси. Как показал проведенный Позіркам анализ данных Белстата, особенно это заметно в Минске (сокращение составило почти 12%), а также в Могилевской и Гродненской областях. В целом, за год в стране стало меньше на 14 тысяч ИП.
Также сократилось количество населения, занятого в экономике. При этом число юрлиц в стране выросло, но незначительно. Между тем чиновники путаются в показаниях: в Минэкономики РБ сообщили, что схемой перехода из ИП в юрлицо воспользовались всего 100 предпринимателей (по версии министерства, «уже 100»), а вот вице-премьер Николай Снопков заявил, что за 20 дней октября перерегистрировались уже 200 ИП.
Ранее, напомним, для ИП изменились условия налогообложения, был ограничен порог годовой выручки, число наемных работников, а также сократилось число разрешенных видов деятельности.
В любом случае к 1 января 2026 года индивидуальное предпринимательство как понятие в Беларуси может исчезнуть вовсе: к этому сроку все ИПшники должны будут сменить статус и создать коммерческую организацию.
Зачем власти с упорством, достойным лучшего применения, стремятся сократить число ИП — только для того, чтобы Лукашенко, как обещал когда-то, «пожал руку последнему предпринимателю», или дело не в классовой ненависти, а в том, что государство хочет большего контроля? Логику действий беларуского режима и их последствия Филин обсудил с экономистом Ярославом Романчуком.
— В абсолютных цифрах минус 14 тысяч ИП от примерно 250 тысяч, зарегистрированных на начало года — вроде бы немного. Но это люди, которые ничего не просили у государства, были заняты в экономике, создавали рабочие места, платили налоги…
— Для Лукашенко это выглядит так: есть территория, с которой он «кормится», причем не столько за счет человеческого капитала, сколько калийных удобрений, нефтяных схем, производства, финансовых операций, контрабанды и т.д. Для него плюс-минус даже 1 миллион человек не особо важен.
Думаю, он не ушел далеко от мысли о «вшивых блохах». И те люди, которые независимы, самостоятельны, могут без спросу государства работать сами, напрямую с потребителем, и как-то расти — потенциально для него создают точки напряжения, накопления недовольства и вольнодумства. Поэтому чем меньше их будет, тем лучше.
Впрочем, добавляет Ярослав Романчук, статусом ИП нередко пользуются и «нужные» люди, облепившие госпредприятия и денежные потоки. Поэтому режим и рубит хвост по частям, постепенно усиливая контроль, системы мониторинга за малым бизнесом и убирая «ненужных» предпринимателей.
Государство подводит таких людей либо к банкротству, либо изматывает, чтобы они сами психологически устали и растворились в воздухе. В итоге часть из них уйдет в малые юридические лица, часть будет ремесленниками, кто-то пойдет на пенсию, уедет из страны — и проблема таким образом вроде бы решится.
— Это такой северокорейский момент: есть отряды, верные диктатору, а все остальные — живут себе и живут, но они для режима не столь важны. Что ему 14 тысяч предпринимателей, если не закрыто 170 тысяч вакансий на рынке труда Беларуси. А люди на них не идут, протестуя таким образом против режима, и пока не будет какой-то «железной руки» и трудовых лагерей — беларусы будут так себя вести.
Потеря человеческого капитала, о которой говорят в Минэкономики и которую признают в правительстве, предлагая как-то возвращать минимум полмиллиона уехавших — Лукашенко, повторюсь, эти люди на самом деле не нужны.
— То есть, в случае с ИП цель режима — прижать всех к ногтю и контролировать?
— Он и прижимает, поскольку единства в среде ИП нет. Даже в лучшие времена объединялись, чтобы защищать свои права, 2-3% предпринимателей, остальные просто работали, считая, что у них все хорошо. Сейчас такого адвокатирования еще меньше, все организации, которые защищали интересы ИП, практически «зачищены».
По мнению экономиста, «с точки зрения Лукашенко, беларуская экономика — это он».
— В тех категориях, что каждый человек важен, что нужны рост и развитие, социальное благополучие — диктаторы не думают. Что для Путина, что для Лукашенко все эти вещи становятся бессмысленной мишурой, они думают в категориях больших систем, — отмечает Ярослав Романчук.
Вот поехал Лукашенко на БРИКС и демонстрирует, какой он важный, с какими важными дядьками проблемы Земли решает — а мы тут о каких-то 14 тысячах ИП. Не пойдут они работать на те 170 тысяч вакансий, что есть на беларуском рынке труда — тоталитарная система придумает, как обложить их еще большими налогами или пятикратной коммуналкой, обяжет получать больше разрешений, сократит список видов деятельности.
— Сомнительно, что индивидуальные предприниматели, ощутившие вкус работы на себя, пойдут работать на госпредприятия или покорно согласятся платить бόльшие налоги. На ваш взгляд, чего ждать в перспективе?
— Помните, как Лукашенко публично хвалил фермера, который яблоки выращивает — мол, хороший частник. Так и среди ИП он найдет «хороших», «правильных», и «неправильных», которых не нужно поддерживать — схема «разделяй и властвуй» здесь тоже работает, чтобы предприниматели не проявляли признаков консолидации и недовольства властью.
При этом работающим в системе невыгодно, чтобы ИП, их «кормовая база», полностью исчезли. Конечно, рождение новых ИП или пополнение со стороны молодежи будет гораздо меньше — если они будут выбирать предпринимательство, то едва ли в этой стране. Поэтому, на мой взгляд, будет естественное сокращение предпринимательства. А госпредприятия за те зарплаты, что они могут предложить, будут нанимать людей на работу, как в Советском Союзе: вы делаете вид, что ходите на работу, а мы — что вам платим.
Лукашенко на наших глазах превращается в стареющего Брежнева — соответственно, и все институты вокруг перенимают практику большей показухи и очковтирательства. Будут тешить тщеславие правителя, как могут, — главное, чтобы не было какого-то протестного политического движения, а этого чиновники и силовики и сами не допускают.
Рост экономики — последнее, что их беспокоит, ведь умение рисовать нужные цифры отточено до совершенства.
Читайте еще
Избранное