Политика

В чем интерес премьера Словакии Роберта Фицо, который критикует Украину

Роберт Фицо занял пост премьер-министра Словакии в октябре 2023 года — с тех пор он успел прекратить поставки оружия ВСУ, а также пообещал блокировать помощь Киеву от ЕС. Но 24 января на встрече с украинским премьером Денисом Шмыгалем в Ужгороде он согласился, что в отношениях двух стран нужно начать политику «нового прагматизма».

Фицо пообещал не блокировать выделение помощи ВСУ в Брюсселе и поддержал «формулу мира» Владимира Зеленского.

По просьбе Медузы словацкая журналистка Анна Могилевская рассказывает, какие интересы преследует премьер-министр Словакии — и почему перед населением страны он говорит одно, а на встречах лидеров ЕС — совсем другое.

Фицо считает, что конфликт с Россией можно решить только мирным путем — Украина должна отказаться от всех аннексированных территорий

Первый официальный визит Роберта Фицо в Украину продлился всего полдня: встреча с украинским премьером Денисом Шмыгалем в закарпатском Ужгороде началась 24 января около десяти утра по местному времени. Политики договорились о «дальнейшем сотрудничестве» — никакие другие детали переговоров не озвучивали. Уже после обеда Фицо вылетел в Берлин — на переговоры с немецким канцлером Олафом Шольцем.

Накануне встречи со Шмыгалем Фицо заявил, что «Украина не является суверенной страной и находится под абсолютным влиянием Соединенных Штатов Америки», а возвращение оккупированных территорий назвал «нереальным».

– Чего ждут украинцы? Что россияне уйдут из Донбасса и Луганска? Или из Крыма? Это нереально. Конфликт невозможно решить военным путем, а его затягивание только укрепит позиции России, — сказал словацкий премьер в интервью «Словацкому радио».

Этой точки зрения Фицо придерживается с начала полномасштабного российского вторжения в феврале 2022-го (на тот момент он еще был оппозиционным депутатом).

– Немедленное прекращение боевых действий — лучшее решение, которое есть для Украины. Евросоюз должен превратиться из поставщика оружия в миротворца. Пусть лучше десять лет ведут переговоры о мире, чем десять лет убивают друг друга без всякого результата, — заявил Фицо в конце октября прошлого года, в первый день после вступления в должность премьер-министра.

Одним из первых решений, которые политик утвердил в качестве главы правительства, стало прекращение военных поставок Украине. В начале ноября 2023 года кабинет министров решил больше не отправлять ВСУ технику и боеприпасы, находящиеся на государственных и армейских складах.

С начала войны Словакия отправила 13 пакетов военной помощи на общую сумму 671 миллион евро. В частности, страна передала Украине систему ПВО С-300, 13 истребителей МиГ-29, пять вертолетов Ми-171, боевые машины пехоты, снаряды и противотанковые системы.

Фицо также выступает против членства Украины в НАТО, а в случае, если Киев пригласят присоединиться к альянсу, обещает заблокировать это решение. «Это станет поводом для третьей мировой войны — и ничем больше», — считает Фицо.

Заявления Фицо об Украине помогли ему привлечь избирателей и победить на выборах в парламент

Позиция главы словацкого кабмина и партии «Курс — социальная демократия», которую он возглавляет, относительно Украины не всегда была настолько жесткой. Словацкий политолог Йозеф Ленч из Университета Кирилла и Мефодия в разговоре с «Медузой» вспоминает, что риторика Фицо изменилась в середине 2022 года:

– Примерно в этот период политики «Курса» начали говорить о мирном решении, суть которого — в прекращении военной поддержки Украины и ее отказе от оккупированных и аннексированных территорий.

Еще один мотив в риторике «Курса» — о том, что война в Украине началась из-за «провокаций НАТО и США», а права русскоязычных в Донбассе ущемляли «украинские нацисты», рассказывает эксперт. У Фицо была рациональная причина придерживаться именно такой идеи, утверждает Ленч:

– Так он старался привлечь на свою сторону избирателей крайне правых партий, которые в Словакии традиционно придерживаются пророссийских взглядов. И это ему удалось.

Повестка, которую он и его партия называют мирной, по сути, помогла Фицо выиграть выборы, согласен словацкий политолог Радослав Штефанчик из Экономического университета в Братиславе. «Курс» создавался как центристская партия, которая со временем трансформировалась в социал-демократическую.

Однако на последних парламентских выборах он окончательно ушел в сторону левого популизма, а благодаря своей позиции по Украине смог привлечь электорат крайне правых партий. В результате партия получила на голосовании почти четверть голосов избирателей.

После выборов Фицо в четвертый раз возглавил правительство страны. По словам Штефанчика, его успешная политическая карьера строилась не на основе ценностей или идеологии, а на чистом прагматизме.

– Если Фицо делает какие-либо заявления, значит, в данный момент ему это выгодно. Он делает только то, что приносит ему политические баллы, — говорит политолог. Сейчас, уверен Штефанчик, в интересах премьера именно такая позиция по Украине — не поддерживать поставки оружия и критиковать Киев.

– В Словакии значительная доля населения открыто симпатизирует России, называет Путина героем и отрицает, что российская армия совершает военные преступления в Украине. Эта группа для него сейчас является целевой. Своей антиукраинской популистской риторикой он пытается удержать ее симпатии, — объясняет политолог.

Согласно опросу словацкого исследовательского центра Globsec, проведенному в марте 2023-го, половина населения страны считает, что виновником войны в Украине является Запад. Кроме того, 69% опрошенных считают, что поставки оружия Киеву провоцируют Россию и приближают к войне саму Словакию.

читайте также

Важнее следить за тем, что словацкий премьер делает, а не за тем, что он говорит, утверждает Радослав Штефанчик.

– Словакия действительно прекратила отправлять военную помощь Украине, но тут следует задаться вопросом: что еще страна могла бы предложить Киеву? Самое главное, что свою систему С-300 и все имеющиеся у армии МиГ-29 Словакия отправила раньше, — напоминает эксперт.

При этом Фицо не запретил словацким производителям оружия и военной техники, в том числе госпредприятиям, выполнять коммерческие заказы для украинской армии. Например, учрежденная министерством обороны компания Konštrukta-Defence в приоритетном порядке выполняет заказ на поставку 24 гаубиц Zuzana 2 для ВСУ.

Их производство оплатили Дания, Норвегия и Германия, сумма контракта составляет 93 миллиона евро. Этот заказ настолько важен для предприятия, что оно решило отложить производство гаубиц для армии самой Словакии на более поздний срок.

Нападки на Украину — часть внутренней политики Фицо. Так он старается успокоить недовольство в адрес своего правительства

Резкие заявления Фицо об Украине ориентированы исключительно на внутреннюю аудиторию, утверждает Радослав Штефанчик. Причин, по которым премьер пытается увлечь население украинской темой, может быть несколько.

По мнению политолога Йозефа Ленча, таким образом лидер «Курса» пытается активизировать свой электорат. «Антиамериканские заявления и критика Украины — довольно простые инструменты для достижения этой цели», — говорит эксперт.

Кроме того, в правящую коалицию вместе с «Курсом» входят ультраправые евроскептики из Словацкой национальной партии, критикующие Фицо за мягкую риторику в Брюсселе. «То, что Фицо на осеннем саммите ЕС поддержал общее заявление в поддержку Украины, вызвало определенное недовольство в коалиции», — говорит Ленч. Вероятно, премьер решил, что настало время продемонстрировать партнерам более жесткий подход.

У Фицо в принципе больше забот во внутренней политике, чем во внешней, говорит политолог Штефанчик. Сейчас в стране широко обсуждается масштабная реформа уголовного права, которую правительство уже второй месяц пытается провести через парламент.

Для «Курса» крайне важно принять этот пакет законов — в результате изменений значительно смягчатся наказания по коррупционным статьям, а несколько десятков членов партии или близких к ней людей находятся под следствием по таким делам или ожидают приговора по ним.

Против реформы выступает парламентская оппозиция — либеральные партии «Прогрессивная Словакия» и «Свобода и солидарность», а также консервативное Христианско-демократическое движение. Их лидеры c конца прошлого года каждую неделю устраивают многотысячные акции протеста по всей стране. В последний раз на митинг в Братиславе, по оценке организаторов, пришли более 27 тысяч участников.

– Против партии Фицо и его правительства протестуют тысячи недовольных граждан. В парламенте его правящая коалиция имеет большинство лишь с минимальным перевесом. Оппозиция дышит им в спину, — перечисляет проблемы Фицо Штефанчик.

Очевидно, что на таком фоне премьер пытается перевести фокус на другую резонансную тему, добавляет эксперт: «Я бы сказал, что его заявления об Украине мобилизуют радикально настроенную часть общества, но не отражают официальную политику Словакии».

Позиция правительства Фицо четко закреплена в его программе, где сказано, что Словакия поддержит только то решение конфликта в Украине, которое будет основано на принципах международного права и ее естественного права на самооборону. Если бы Фицо не был согласен с этими принципами, эти формулировки просто не вошли бы в документ, говорит политолог. 

В пользу того, что антиукраинская риторика нацелена исключительно на внутреннюю аудиторию, говорят и выступления Роберта Фицо за пределами Словакии. В переговорах с другими европейскими лидерами он звучит гораздо мягче, подчеркивают политологи Ленч и Штефанчик. Самый последний пример — встреча с украинским премьером Шмыгалем.

В Ужгороде глава словацкого кабмина никак не критиковал Украину — более того, он обещал поддержать Киев в процессе евроинтеграции и продолжить сотрудничество в сфере коммерческих поставок военной техники. А еще словацкий премьер впервые поддержал «формулу мира», которую предлагает президент Украины Владимир Зеленский.

На встречах с европейскими лидерами Фицо поддерживает практически все решения Совета ЕС — даже если перед этим публично высказывал противоположное мнение, напоминает политолог Йозеф Ленч.

Так, накануне октябрьского саммита Совета словацкий премьер призывал Евросоюз «сменить роль поставщика оружия на роль миротворца», а по итогам встречи вместе с главами остальных государств проголосовал за продолжение военной поддержки Украине до тех пор, пока это необходимо.

Наконец, перед глазами прагматичного Фицо — пример Виктора Орбана, тоже критикующего политику Евросоюза в отношении Украины. Эта позиция пока не принесла лидеру Венгрии никакой выгоды и только портит его отношения с Брюсселем, говорит Йозеф Ленч.

А Радослав Штефанчик добавляет, что в отличие от Орбана Фицо нельзя назвать пророссийским политиком: «Он прекрасно понимает, что сотрудничество с Россией превратит Словакию в изгоя. Кроме того, он помнит, что деньги в Словакию идут из Брюсселя, а не из России».