Политика

Карбалевич: Конституция для бетонирования власти

Лукашенко сохраняет всю прежнюю власть, но теперь она будет перераспределена между двумя центрами, которыми он будет руководить, пишет политолог Валерий Карбалевич в Свободных новостях.

Опубликованный проект Конституции частично дает ответ на вопрос, почему так надолго затянулся процесс ее подготовки. Его обещали предоставить обществу еще летом. А в итоге он появился только 27 декабря.

А все дело в том, что в процессе реализации этого проекта изменился его смысл. Поэтому пришлось на ходу подгонять содержание данного документа под новую задачу.

Ведь конституционная реформа изначально задумывалась как механизм, неотъемлемая часть процесса транзита власти и ухода Лукашенко со своего поста. Он не раз заверял, что новая Конституция – не для меня, а для нового президента.

Именно по этой причине был придуман новый орган государственного управления – Всебелорусское народное собрание (ВНС). К нему перетягивалось часть президентских полномочий. ВНС наделяется функциями законодательной, исполнительной и даже судебной власти, его решения будут иметь высшую юридическую силу.

Предполагалось, что Лукашенко, возглавив этот орган, сможет контролировать следующего президента. Собственно, в этом и состояла главная идея конституционной реформы.

Но тут случилось то, что в общем-то можно было предположить. В последний момент Лукашенко передумал уходить, осуществлять транзит власти. О досрочных президентских выборах речи не идет. Статья 143 предусматривает: «Государственные органы (должностные лица) осуществляют свою деятельность в течение срока, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке». Это означает, что Лукашенко намерен находиться у власти до конца нынешней президентской каденции, т. е. до 2025 г.

Более того, в той же статье говорится: «Изменения Конституции, ограничивающие количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность президента, вступают в силу со дня вступления в должность вновь избранного президента». В переводе на простой язык это означает, что предыдущие президентские сроки Лукашенко обнуляются, и он имеет право быть избранным еще дважды.

То есть править да 2035 года. Другой вопрос, воспользуется ли он такой возможностью. Но эту лазейку он себе оставил.

Таким образом, возникла парадоксальная ситуация. Если новая Конституция предназначена для нового президента, а Лукашенко уходить из власти не собирается, то для него в конституционной реформе нет смысла. Во всяком случае в 2022 году. Логично было бы просто ее отменить или отложить, например, до 2025 года.

Но машина с референдумом уже запущена, ее прекращение выглядело бы большим скандалом. Кроме того, есть обещания Путину.

В результате новой Конституцией придется пользоваться самому Лукашенко. Во всяком случае 3,5 года, оставшиеся до конца нынешней президентской каденции. Иначе говоря, Лукашенко придется управлять страной до 2025 года с урезанными президентскими полномочиями. Для него это невозможная ситуация. Поэтому он придумал три механизма, позволяющих смикшировать такие ограничения.

Во-первых, изменения в Конституцию вступают в силу не с момента ее принятия на референдуме, а «со дня официального опубликования таких изменений». Но текст может быть опубликован и через год после голосования.

Во-вторых, на разработку закона о деятельности Всебелорусского народного собрания дается год. Еще какое-то время потребуется для отбора делегатов и проведения первого съезда ВНС. А до этого все полномочия президента остаются прежними.

В-третьих, появилась прекрасная статья 144: «В целях организации надлежащей работы Всебелорусского народного собрания президент, занимающий эту должность на дату вступления в силу изменений Конституции, может быть избран председателем Всебелорусского народного собрания».

Таким образом, Лукашенко сохраняет всю прежнюю власть, но теперь она будет перераспределена между двумя центрами, которыми он будет руководить. Конструкция абсолютно искусственная. Но такое случается, когда проект, призванный решить одну задачу (транзит власти), внезапно перепрофилируется на другую (политического бальзамировании Лукашенко у власти).

Такое откровенное бетонирование собственного единовластия Лукашенко, пожалуй, стало определенной неожиданностью. И все это на фоне его периодических заявлений, типа того, что я не собираюсь удерживать «дико власть посиневшими руками».

Со стороны все это выглядит как какой-то сюрреализм, политическая фантасмагория. И напоминает брежневщину. Напомню, что Леонид Брежнев, будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС, занял еще пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР в самый момент потери дееспособности по состоянию здоровья.

В самом начале своего правления Лукашенко пообещал вернуть основные атрибуты советской эпохи. Неожиданным стало лишь то, к каком в карикатурном виде это случилось.

Из других положений проекта можно обратить внимание на перенос парламентских и местных выборов с 2023 г. на 2024 год. Как все-таки боится действующая власть любых выборов!

Положение о том, что кандидат в президенты должен проживать последние 20 лет в Беларуси, отсекает лидеров оппозиции от участия в президентских выборах.

Кроме того, проект фиксирует возможность лишать оппонентов власти белорусского гражданства.

Таким образом, Лукашенко подготовил проект Конституции для самого себя. Белорусское общество выглядит в этом процессе как молчаливый свидетель.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.7(35)