Конвейер репрессий. Учительницу с 20-летним стажем судят за оскорбление Лукашенко. Как беларусов продолжают задерживать на границе
Хроника политического преследования 15 февраля.
Учительницу беларуского языка из Минска с 20-летним стажем судят за оскорбление Лукашенко
27 февраля в суде Фрунзенского района Минска начинается процесс над Анжеликой Олесюк. Женщину обвиняют в оскорблении Александра Лукашенко (ч. 1 ст. 368 Уголовного кодекса).
Наказание по этой статье может быть самым различным — от штрафа до колонии на четыре года, пишет Наша Ніва.
В 2020 году Анжелика Олесюк была в избирательной комиссии на участке в школе №49 Минска. В этом учебном заведении она работала учительницей белорусского языка и литературы.
Сейчас женщина работает воспитательницей дошкольного образования в детском саду №527 Минска. Стаж ее работы в педагогической сфере — более 20 лет, Олесюк имеет первую квалификационную категорию.
«Таких историй много: меня сняли с автобуса». Как беларусов продолжают задерживать на границе
За первые полтора месяца 2025 года по возвращении в Беларусь были задержаны несколько десятков человек. С одного рейсового автобуса из Литвы или Польши могут снять сразу несколько человек, отмечает Вясна.
Причиной могут стать «экстремистские» репосты и подписки в социальных сетях, фото с протестов в облачном хранилище, донаты, а также история поиска в Google. Также под дополнительные проверки на границе попадают люди, которые ранее задерживались на акциях протеста и попали в базу «БЕСпорядки», и те, кто давно не живёт в Беларуси.
В начале февраля стало известно, что из одного рейсового автобуса задержали сразу шесть человек. Всех задержанных до суда поместили в ИВС в ближайшем от таможни городе, после чего некоторым назначили «сутки».
Обычно людей, которых задержали в пункте пропуска, судят за «распространение экстремистских материалов» (арт. 19.11 КоАП). Исключением могут стать те, кого задерживает КГБ.
В таком случае, если допрос происходит в Минске, то там против них составляют протокол за «мелкое хулиганство» (ст. 19.1 КоАП), или сразу помещают в СИЗО в рамках уголовного дела.
«Весне» известны случаи, когда человек много раз пересекал границу в течение последних несколько лет и никогда не сталкивался с дополнительными проверками, во время пребывания в Беларуси не задерживался, но в итоге при очередной попытке въехать в Беларусь сразу после паспортного контроля был задержан.
Поэтому стоит отметить, что ситуация меняется постоянно и нет никаких гарантий, что человек, который ранее въезжал и выезжал без проблем, не попадет в поле зрения силовиков из-за каких-то новых фактов его протестной активности в прошлом.
Задержание после возвращения в Беларусь необязательно происходит сразу на границе. За некоторыми силовики приходят через несколько дней, либо звонят и просят прийти самостоятельно на беседу.
Помимо всего, на границе продолжаются допросы украинцев, которые приезжают в Беларусь. Разговоры занимают от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому рейсовые автобусы вынуждены ждать по несколько часов их возвращения.
Как проходит задержание на границе? Бывшая арестантка Окрестина попала под преследование после возвращения из-за границы из страны Евросоюза в конце 2024 года. После паспортного контроля в одном из белорусских пропускных пунктов ее сняли с рейсового автобуса. По ее словам, задержания по возвращении в Беларусь — не единичные.
«Таких историй много: меня сняли с автобуса. Задерживал КГБ — таких историй тоже много. В первой камере ИВС нас таких было трое. На самом деле все было «лайт», никто не избивает, не заламывает руки. Просто это долго тянулось.
Когда проходишь пограничный контроль то они, видимо, пробивают по каким-то базам, так как было все понятно по выражению лица таможенницы. Она так улыбнулась, что я сразу поняла, что все плохо. Раньше меня не было в никаких списках, так как я не то чтобы спокойно, но въезжала и никогда не было никаких проверок.
Они спрашивают, что делали за границей, куда ездили, с кем общались. Они проверяют переписки. У одной девушки нашли фразу: «Давай встретимся, я передам тебе деньги». Просто ее подруга через нее передала деньги матери. И они прицепились к ней, мол, какие деньги. То есть «финансирование из-за рубежа» для них — красная тряпка. И за любое упоминание контактов, денег, передач они начинают кричать: «Ты сядешь на 25 лет».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное