Общество

Алеся Матусевич

Социологи: «Российское влияние в Беларуси вторично, по сравнению с влиянием западной культуры»

Социологи — о том, как на Беларусь влияет русская культура, и что может объединить беларуское общество.

Независимые социологи в декабре 2024 года провели опрос среди жителей нашей страны, что значит для них — быть беларусами. Причем спросили не только о разнице во взглядах и убеждениях, но также об отношении к беларускому языку, русской культуре и что всех нас объединяет.

«Салідарнасць» побывала на онлайн-презентации итогов исследования — рассказываем о самом важном.

Социологи Филипп Биканов и Константин Нестерович уточняют: исследование проходило в декабре 2024 года, в нем приняли участие 800 человек, находящихся внутри страны — но только городские жители и только в возрасте от 18 до 64 лет. Эти моменты, а также фактор страха, могли отразиться на результатах.

Что не изменилось

Как и прежде, исследователи выделяют в беларуском обществе несколько групп, в зависимости от интереса людей к политике, поддержке демократических реформ или существующего курса, отношению к национальным символам или советским нарративам.

В зависимости от выраженности этих компонент, социологи выделяют пять сегментов в обществе: сознательные — это самый образованный сегмент, чаще минчане (среди респондентов их около 11%), русифицированные (7%), советские — самый возрастной сегмент (24%), формирующиеся — завсегдатаи культурных событий, чаще молодежь (25%), и, наконец, равнодушные — чаще люди со средним образованием, для которых беларуская нация связана прежде всего с территорией и гражданством (32%).

Любопытно, что за последние несколько лет объем сегментов существенно не изменился. А вот отношение, например, к официальным символам, включая красно-зеленый флаг, ухудшилось у всех групп. То есть, как бы ни создавали власти иллюзию стабильности и успокоенности, насильно «осчастливить» беларусов, заставить полюбить режим им не удалось и не удается.

Что объединяет беларусов?

«Советскость» и индифферентность, скорее, способствуют увеличению напряженности в обществе — в то время как беларуские и космополитические настрои имеют большой потенциал для объединения, считают исследователи.

Отдельно социологи попросили участников опроса назвать элементы культуры, которые, на их взгляд, объединяют всех беларусов.

В сфере музыки большинство опрошенных (даже молодежь) называли «Песняров» и Владимира Мулявина. Многие отмечали Макса Коржа, группу «Ляпис Трубецкой», Лявона Вольского, впрочем, вспомнили также Александра Солодуху и группу «Дрозды».

Среди литераторов наиболее известными фигурами стали Янка Купала и Якуб Колас, также часто беларусы называли Василя Быкова и Владимира Короткевича, Максима Богдановича, Максима Танка, Кондрата Крапиву. Члены провластного Союза писателей в перечень не попали.

Среди национальных блюд лидируют, ожидаемо, драники — их отметили 83%. Мачанка, бабка, колдуны и клецки уступают драникам в разы.

Наиболее известными национальными брендами опрошенные считают в равной степени «Коммунарку» и БелАЗ (по 64%), где-то в середине списка — «Беларуськалий», «Санта Бремор» и косметика от «Белиты».

«Русский мир» наступает, но не повсеместно

Отдельно социологи попробовали замерить, насколько много российского контента потребляют беларусы и как его воспринимают. Культурное влияние анализировали по шести направлениям: комики, блогеры, кино, спектакли, кино и музыка.

Каковы результаты? Оказалось, что российский контент доминирует среди комиков (41%) и блогеров (14%). Также русская литературная классика уступает западной (22% против 24%), однако выигрывает у беларуской (14%), а современные авторы вообще мало котируются.

Зато в кино беларусы отдают предпочтение западному (38%), «старому советскому» (22%), а в театре и музыке — своему, чисто беларускому культурному продукту (26 и 16% соответственно).

Основной причиной нелюбви к музыке и кино made in Russia беларусы называют низкое качество, шаблонность и бесталанность, реже отмечают пропагандистские нарративы.

— Российское влияние есть, оно очень значительное, но не абсолютное, — говорит Константин Нестерович. — Можно даже сказать, что оно вторично, по сравнению с влиянием западной культуры.

А вот популярность советских нарративов во многом не зависит от возраста, говорят социологи — во многом эта ностальгия по СССР у людей, которые почти не жили в той стране, воспроизводится и тиражируется благодаря в том числе советскому контенту.

Мова жыве. Але можа лепш

Что касается языка, для большинства опрошенных, увы, беларуский не является ключевой составляющей национальной идентичности. 88% беларусов внутри страны чаще используют в повседневной жизни русский, и лишь 11% — беларуский.

62% опрошенных отметили: для того, чтобы считаться беларусом, нужно родиться в Беларуси, иметь беларуский менталитет, родителей-беларусов (36 и 35% соответственно). Но лишь пятая часть считает важным маркером язык и национальную культуру.

Примерно половина горожан довольна нынешним уровнем распространенности беларуского языка и считает, что больше не надо. Однако еще треть хотела бы, чтобы беларуского языка было больше, в частности, в дошкольном и среднем образовании, рекламе, медиа, госуправлении.

— Скорее всего, такое восприятие связано с тем, что беларуский язык редко используется на практике, на постоянной основе. Для сравнения, в тех странах, где национальный язык является основным средством коммуникации, до 90% людей могут считать, что язык является важным маркером, который определяет принадлежность человека к нации, — отмечает Константин Нестерович.

Впрочем, социологи не склонны к алармизму в отношении языка. По мнению исследователей, желание чаще говорить, писать по-беларуски можно и нужно стимулировать — в частности, вовлекая в число активных носителей молодежь, подчеркивая его уникальность и выстраивая соответствующий имидж: не «вясковая мова», а «мова інтэлігенцыі».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(36)